Гравюра


Гравюра

ГРАВЮ́РА (от франц. graver — вырезать, восходит к лат. grave — тяжело, глубоко) — вид графич. иск-ва, в к-ром изображение получается в виде печатного оттиска (обычно на бумаге) с печатной формы пластины (доски) из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума, обработанной гравированием, т. е. с нанесенным на нее углубленным (награвированным) рис. Рис. наносится спец. резцами (штихелями) или вытравливается кислотой. Г. наз. также произведение иск-ва Г., т. е. лист с оттиском.

Г. делятся на 2 вида: высокой и глубокой печати. При высокой печати (Г. на дереве — ксилография, на линолеуме — линогравюра) краска наносится на поверхность доски и выступающие части печатаются черными или цветными, а углубления остаются белыми. При глубокой печати (Г. на металле, офорт, резцовая Г.) краска затирается в глубь штиха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штихи — темный. К технике плоской печати относится литография, причисленная к Г. условно, т. к. она не связана с гравированием.

Особенностью Г. является возможность ее тиражирования: до изобретения фотографии и средств ее тиражирования в печати Г. была единственным ср-вом воспроизведения изображений. Поэтому вплоть до 20 в. Г. была не только самостоят. иск-вом, но и иск-вом передачи произведений др. видов изобр. иск-в, арх-ры, а также облика предметов зримого мира. Отсюда теснейшая связь иск-ва Г. на протяжении веков с книжным иск-вом, иллюстрацией, а также соотношение жанров в Г. с жанрами живописи: в Г. редким был главный для европ. живописи 17 — сер. 19 в. "историч." жанр (как правило, соответствующие Г. делались с живописи оригиналов), но очень широко представлены пейзаж и портрет. Специфика произв. Г. делает их непригодными для арх.-декор. целей, в каковых применялась только живопись, это также определяет жанры Г. В силу отсутствия арх. функций и особенностей техники произв. Г. обычно были небольшого формата, их часто хранили в альбомах. Зато Г. была идеальным средством оперативного отклика художника на волнующие общ-во события, позволяя быстро распространить большое кол-во оттисков на актуальные темы, с этим связана характерная для иск-ва Г. серийность: создание групп Г., связанных единством темы. Отсюда — широкое распространение карикатуры как важного жанра Г., почти чуждого живописи.

В Европе Г. возникла в 15 в. Значит. роль в развитии резцовой Г. принадлежит А. Дюреру (1471—1528), величайший офортист 17 в. — Рембрандт ван Рейн (1606—69), выдающийся мастер Г., сочетавший офорт с акватинтой, — Ф. Гойя (1746—1828). В 19 в. изменчивое состояние природы запечатлели в офорте мн. франц. мастера: Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи и др. В кон. 19 — нач. 20 в. особую роль приобретает ксилография (мастера эпохи модерн У. Моррис, П. Гоген и др.). В 20 в. к Г. обращаются П. Пикассо, А. Матисс, К. Кольвиц, Ф. Мазерель.

В России иск-во Г. развивается с 16 в., связано с книгопечатанием. Первой Г. на дереве считается оттиск с изображением евангелиста Луки в кн. "Апостол" (1564). В 17—19 вв. распространены нар. лубки: картинки, печатавшиеся с деревянных досок (в 19 в. также с медных, или литографированные) и раскрашенные от руки, на религ., актуально-политич., фольклорные и бытовые сюжеты (в 19 в. также и на литературные), сопровождавшиеся текстом. Лубочные картинки не хранились в альбомах, а развешивались по стенам небогатого жилища — от крестьянского до помещичьего, заменяя дорогую живопись. При Петре I наступает расцвет иск-ва Г. европ. типа: сложные аллегорич. композиции, баталии, марины, изображения празднеств ("Свадьба Петра I и Екатерины", 1712, "Вид Васильевского о-ва и триумфального ввода швед. судов в Неву", 1714 — обе А. Ф. Зубова), портреты, виды городов ("Панорама Санкт-Петербурга" А. Ф. Зубова, 1716), а также гравированные геогр. карты, чертежи, иллюстрации в технич., географич., естественно-науч. лит-ре, эмблематич. сборники, аллегор. виньетки в книгах. Практич. и худож. задачи не разделяются в Г. этого времени — как и во всех видах иск-ва и быта. Обычно применялись офорт и резцовая Г., сам царь пробовал себя в этом иск-ве. Центром гравиров. иск-ва еще с 17 в. была Оружейная палата, где работали зап.-европ. мастера (гл. обр. голландские) и их рус. ученики. В петров. время появляется гравиров. мастерская при петерб. типографии, ландкартно-словорезная и гравировальная палаты АН, в сер. 18 в. при создании АХ в ней учреждается гравировальный класс. Ведущие мастера петровского времени — А. Шхонебек (Схонебек), П. Пикарт, А. Ф. и И. Ф. Зубовы. В сер. 18 в. гравюры по рисункам М. И. Махаева, сделанные в гравир. палате и изд-ные АН в альбоме "План столичного города С.-Петербурга", имели огромный успех в Европе, став первыми произведениями рус. иск-ва, широко известными и признанными за рубежом. В нач. 1760-х гг. в творчестве гравера-портретиста Е. Чемесова рус. Г. выходит на мировой уровень. Значит. вклад в иск-во Г. внесли Г. Скородумов, С. Галактионов и др., в 18—19 вв. в технике офорта работают мн. архитекторы, скульпторы, живописцы: В. И. Баженов, М. И. Козловский, О. А. Кипренский и др. К 19 в. прикладная Г. отделяется от самостоят. иск-ва Г., развивается станковая Г., не связанная с книжной иллюстрацией. Офорты и литографии были широко распространены в общ-ве, хотя на стенах дворцовых зал Г. не встречаются, но в изобилии развешиваются в жилых интерьерах представителей всех сословий. Книжная иллюстративная Г. легко преодолевает культ. границы, напр., книжн. иллюстрации Г. Дорэ, являясь фактом франц. иск-ва, стали неотъемлемым компонентом рус. культуры. Как и в Зап. Европе, осн. видом Г. во 2-й пол. 19 в. является офорт, в этой технике работали такие крупные худ-ки, как И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов.

В 20 в. Г. перестает быть единственным ср-вом репродуцирования изображений, полностью теряет прикладное значение, а в кач. книжной иллюстрации становится независимой от задач точного воспроизведения и тем самым — вполне самост. иск-вом. Важная роль в развитии офорта принадлежит Н. Н. Нивинскому, Г. С. Верейскому и др. В эпоху модерна, как и в зап.-европ. Г., возрождается ксилография, в России связанная с творчеством А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеева, в 1920—30-е гг. — П. А. Шиллинговского, Н. Н. Купреянова, А. И. Кравченко и др. Особая роль принадлежит здесь В. А. Фаворскому, возродившему иск-во торцовой Г. и оказавшему влияние на неск. поколений отеч. графиков (П. Я. Лавлинов, Н. Н. Писарев, А. Д. Гончаров, Г. Д. Епифанов, И. В. Голицын, Г. Н. Захаров, Д. С. Бисти).

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов 16—19 вв. СПб., 1895—99. Т. 1—2, Русская гравюра 16—19 вв. (альбом). Л., М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1955; Турова В. В. Что такое гравюра. М., 1986.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Гравюра" в других словарях:

  • Гравюра —         (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… …   Художественная энциклопедия

  • ГРАВЮРА — (франц. gravure, от graver вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВЮРА оттиск рисунка, вырезанного на стали, камне, дереве и проч. Полный словарь …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гравюра — См …   Словарь синонимов

  • Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто …   Издательский словарь-справочник

  • Гравюра — (фр. gravure) – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. В Европе гравюра возникла на рубеже XIV – XV вв. Различают гравюру выпуклую и углубленную, станковую и книжную.… …   Энциклопедия культурологии

  • Гравюра — (от фр. gravure < graver высекать, вырезать) 1) печатная форма, на которой изображение вырезано (выгравировано) в виде рельефа на деревянной доске, металлической пластине, линолеуме, камне и пр. Печатающие элементы могут быть как выпуклыми,… …   Реклама и полиграфия

  • ГРАВЮРА — (французское gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесен рисунок. 2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Различают… …   Современная энциклопедия

  • ГРАВЮРА — (франц. gravure) вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14 15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРАВЮРА — ГРАВЮРА, гравюры, жен. (франц. gravure) (иск.). Рисунок, воспроизведенный с клише, предварительно вырезанного или вытравленного ручным способом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ГРАВЮРА — ГРАВЮРА, ы, жен. 1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром. 2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме. | прил. гравюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова …   Толковый словарь Ожегова

  • ГРАВЮРА — ГРАВЮРА, Россия, ВГИК, 1998, ч/б, 10 мин. Этюд. Вглядываясь в работы мастеров прошлого, герои представляют аналогичные сюжеты из современности. В ролях: Валентина Терешкович, Татьяна Камина, Татьяна Розанова, Каринэ Мурат, Анна Графкова. Режиссер …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.